Тонкие клиенты
Среди множества характерных черт традиционной архитектуры следует специально выделить использование в качестве основного средства доступа к информации терминалы. Решение естественно, логично и оправданно - если где-либо требуется доступ к информационной системе, то к этому месту техническая служба подводит кабели и устанавливает терминал, который тут же начинает работать и пользователь получает доступ к основному компьютеру (мэйнфрейму).
Обратим внимание на то, что все терминалы могут быть однотипными - следовательно, гарантируется, что программа, запущенная на мэйнфрейме, будет работать на них всех абсолютно одинаково. Все процессы происходят на центральной машине, с которым устройство доступа общается посредством максимально простого протокола (передаются экраны и коды нажатых клавиш на пульте), аппаратно реализованного в устройстве доступа. Здесь мы имеем выраженную в концентрированном виде идею “системы, поставляющей информацию”.
В целом, терминальный способ затрагивает огромные пласты в управлении информацией и в оптимизации бизнес-процессов в современной организации.
Приведем лишь часть открытых стандартов, которые сегодня лидируют и фактически стали стандартами де-факто информационных систем:
- • управление сетевыми устройствами;
- • электронная почта;
- • телеконференции;
- • информационный сервис;
- • справочная служба
- • программирование
Одно из полезных качеств систем - облегченное централизованное управление рабочими местами. Сегодня уже можно говорить о централизованном конфигурировании каждого рабочего места, что намного упрощает и удешевляет администрирование информационной системы.
Концепция универсального клиента приводит естественным образом к появлению в информационной системе предприятия такого средства, как сетевой компьютер. Фактически это новая версия терминала традиционной централизованной информационной системы, компьютер, который будет обеспечивать доступ к информационной системе согласно небольшому набору стандартных протоколов, характерных для сети интернет. На нем выполняется только одна программа - программа-навигатор-браузер.
В таких системах проще решается и вопрос информационной безопасности. Проблема безопасности сложна в первую очередь не тем, что сложны сами по себе задача и каждая отдельная задача обеспечения информационной безопасности, а тем, что задач много и они исключительно разнообразны. В информационных системах клиент-сервер очень сложно обеспечить комплексное решение с одинаковым уровнем надежности, перекрывающее все прикладные системы. Поскольку в таких системах существуют разнообразные компоненты, разнородные задачи, различные уровни - от системно-технического до прикладного. Переход к технологии интранет существенно упрощает задачу.
Во-первых, гораздо большая часть ресурсов централизована. Централизованными ресурсами не только легче управлять, но их и легче защищать.
Во-вторых, внешние интерфейсы оказываются унифицированными, стандартными. Способов взаимодействия удаленного рабочего места с центральным сервером оказывается очень немного.
Не нужно более заботиться о десятках или даже сотнях приложений на компьютерах-клиентах и для каждого из них решать задачу защиты взаимодействия клиента с сервером. Достаточно обеспечить стандартное решение для одного рабочего места, которое и будет стандартным для всех. После централизации данных появляется возможность тиражировать их в разные точки промышленного предприятия для того, чтобы решать дополнительные задачи, которые возникают в большой информационной системе с целью повышения производительности и надежности, в первую очередь. Технология тиражирования информации позволяет кардинально решить вопрос о надежности информационной системы за счет дублирования и раздельного хранения важной информации. Вся информация, генерируемая в данной организации, может стать доступной для руководителя (разумеется, в концентрированном и сжатом виде). Для этого нужно только правильно спроектировать и подготовить содержание информационного сервера компьютерной сети промышленного предприятия. Интранет имеет свойство разрушать коммуникационные барьеры в организации, связанные со структурой организации, со способами ее работы, которые приводят к тому, что информация распространяется очень плохо или медленно и с большими искажениями. Разрушение коммуникационных барьеров - это фактор реального бизнеса, влияющий на эффективность работы организации.